Компьютер постепенно превращается из предмета роскоши в распространенный инструмент, необходимость которого постепенно понимают все. Эта мысль неуклонно овладевает массами. Из теории она медленно и неуклонно превращается в стиль жизни. И даже если сегодня целью приобретения компьютера являются мода и игры, то завтра - это уже офисные и домашние информационно-поисковые системы на основе баз данных, электронная почта, Интернет.

И все бы хорошо, но одна мысль портит столь радостную картину. Дело в том, что компьютер - это не телевизор и не стиральная машина, которые могут служить верой и правдой десятилетиями. Компьютер начинает стремительно стареть практически со дня своего приобретения. Можно утверждать, что то устройство, которое приобретается сегодня, уже через какие-нибудь два-три года безнадежно устареет. Надежда найти что-то более долговременное - это скорее из области беспочвенных фантазий и допустимо в какой-то степени для домохозяек, но не для тех, кто уже получил кое-какой опыт, а тем более, для продвинутых пользователей.

И тем не менее все не так грустно. Можно показать, что процессам быстрого морального старения компьютеров можно в некоторой степени сопротивляться. Прежде всего, это тщательная настройка и обслуживание, заключающееся, например, в периодически проводимых операциях сканирования и дефрагментации жестких дисков. К этому следует добавить обновлениe драйверов и BIOS. Кстати, как показывает опыт, даже пыль и тем более плохие контакты могут снижать производительность.

Однако даже тщательно настроенный и регулярно обслуживаемый компьютер не может длительное время соответствовать постоянно возрастающим требованиям. Рано или поздно каждый пользователь компьютера сталкивается с проблемой недостаточной его производительности для решения поставленных задач. После того как все резервы по увеличению производительности за счет всесторонней оптимизации работы аппаратных и программных средств компьютера полностью исчерпаны, приходится переходить к более радикальным мерам. Как правило, проблему недостаточной производительности одни пользователи решают путем покупки нового компьютера, другие - модернизации (upgrade) существующего. К сожалению, оба варианта связаны со значительными финансовыми затратами, нередко весьма существенными.

Однако следует отметить, что существует еще один путь, продлевающий период эксплуатации еще новой, но уже стремительно устаревающей вычислительной техники. Этот путь нередко дает вторую жизнь и тем компьютерам, которые современными уже никак не назовешь. Речь идет о методе, который по-английски называется "overclocking", а по-русски - "разгон". Суть данного метода заключается в эксплуатации некоторых элементов и узлов компьютера в тщательно выбранных форсированных режимах. Это, как правило, позволяет существенно повысить быстродействие каждого из них и соответственно производительность всей системы. Правда, следует отметить, что иногда все это достигается ценой некоторого снижения надежности работы и сокращения ресурса безаварийной эксплуатации, что во многих случаях вполне допустимо.

Действительно, в условиях постоянного развития компьютерных технологий и разработки все более совершенных программ ,но аппаратных средств срок целесообразной эксплуатации узлов и элементов вычислительной техники постоянно сокращается. При появлении современных, более качественных и производительных компонентов становится экономически невыгодным эксплуатировать устаревшие прототипы. В настоящее время для процессоров, видеоадаптеров и жестких дисков целесообразный срок работы в компьютерах обычно составляет не более 2-3 лет. Многие пользователи еще до истечения данного срока стараются заменить эти, как правило, исправные и хорошо работающие элементы, на более производительные образцы. В то же время следует отметить, что высокая надежность компьютерных элементов позволяет эксплуатировать их более 10 лет. Поэтому возможное некоторое снижение надежности и ресурса (например, с 10 до 5 лет) часто оправдано и вполне допустимо, так как период эксплуатации компьютерных элементов - краток и весь ресурс все равно не будет выработан.

А что касается возможных сбоев и зависаний, то при корректном выполнении процедуры разгона они крайне редки и в обычных условиях, как правило, не приводят к большим неприятностям. Конечно, не следует использовать данные режимы в системах управления потенциально опасными производствами и жизненно важными процессами. Там компьютерные сбои не столь безобидны и, безусловно, не могут считаться допустимыми.

Следует подчеркнуть, что в последнее время разгон стал популярен и среди обладателей совершенно новых компьютеров. Такие пользователи нередко уже во время покупки просят установить форсированные режимы для элементов и подсистем своего компьютера. Более опытные их коллеги выполняют это уже сами в домашних условиях, подбирая оптимальные режимы при жестком контроле и тщательном тестировании. Появились компьютерные фирмы, выполняющие подобные работы и оказывающие консультации.

Оценивая возможности и неприятности разгона, следует напомнить, что эти режимы не являются такой уж новой технологией. Как это часто бывает, новое - это хорошо забытое старое. Действительно, еще в компьютерах с процессорами типа 8086, 8088, 286 широко использовался режим TURBO, который, по сути, часто являлся режимом разгона. Так что форсированные режимы использовались еще на заре появления персональных компьютеров, но только в последние годы разгон стал всесторонне исследованной и обоснованной технологией повышения производительности компьютеров.

Популярность разгона объясняется не только естественным желанием что-нибудь усовершенствовать в компьютере. Главную причину необходимо искать в основном в области экономики. Действительно, данная процедура, применяемая, кстати, не только для процессоров, позволяет при относительно низких затратах и разумном риске достичь сравнительно высокой производительности для компьютеров. Рост производительности для процессора может достигать 20-30%, а при более жестких и рискованных режимах - до 50% и более. Аналогично можно существенно повысить производительность видеоадаптера и даже жесткого диска. Такой значительный рост автоматически переводит компьютер в более высокую категорию. При этом нередко комплектующие начального уровня производительности успешно соперничают с более мощными и дорогими представителями, находящимися на противоположном конце ряда.

Несмотря на очевидные экономические корни, не следует рассматривать метод разгона только с этих позиций. Достаточно часто в форсированных режимах эксплуатируют самые современные, новейшие, элементы и узлы, производительность которых очень высока. Этот показатель определяется достигнутым уровнем современных технологий. Разгон позволяет поднять данную планку еще выше.

Популярности разгона способствует и появление соответствующих материнских плат и чипсетов, и даже специальных программ-ных средств, осуществляющих управление и контроль за режимами эксплуатации.

Исследованию форсированных режимов и выработке соответствующих рекомендаций посвятили себя не только отдельные энтузиасты, но и многие серьезные фирмы, как зарубежные, так и отечественные. Иногда такие работы выполняются не только с согласия производителей, но даже при прямом поощрении фирм, выполняющих данные работы. Примером может служить уже сравнительно длительное сотрудничество фирм KryoTech, AMD, Compaq. Совместные работы данных фирм позволили в режиме разгона при экстремальном охлаждении процессоров AMD удвоить рабочую частоту ядра, достигнув уровня 1 ГГц задолго до экспериментального выхода процессора, для которого эта частота уже являлась штатной!

Повышенный интерес к проблеме разгона со стороны компьютерных фирм объясняется достаточно просто. Подобные исследования позволяют улучшать технологии, совершенствовать архитектуры, повышать производительность элементов и узлов. Кроме того, это позволяет накапливать статистику сбоев и отказов, что дает возможность разрабатывать эффективные аппаратно-программные средства повышения надежности. В конце концов, способность компьютерных элементов устойчиво работать в форсированных режимах - отличная реклама для продукции фирм-производителей данных элементов. А повышение производительности является мощным аргументом в конкурентной борьбе. Поэтому понятно стремление вполне респектабельных фирм изыскивать различные способы борьбы за мегагерцы и соответственно за производительность.

А критикам можно привести следующий аргумент - установка средств охлаждения на видеоадаптеры - это что? Разве режимы, потребовавшие интенсивных средств охлаждения, не являются реакцией на форсирование элементов? А новые программы-драйверы, предусматривающие выбор оптимального режима с повышенными частотами для видеочипсета и видеопамяти? В конце концов, как рассматривать новые процессоры Athlon, в которых опять повысили напряжение питания ядра с 1,6 В до 1,7 В? Правда, фирмы-производители гарантируют надежность таких элементов. Вот это действительно важно! Но здесь каждый волен сам выбирать и оценивать последствия своих действий, связанных с установкой форсированных режимов. Одно можно сказать, что для устаревших элементов это уже не повредит (все равно выбрасывать), а для новых, и соответствующих, элементов разумный разгон, например, 10-20%, как правило, чреват только возможными сбоями. Тем более что в современных аппаратно-программных средствах предусмотрены элементы контроля за температурным режимом.