Они были первыми…
       Новый век, да что там мелочиться, новое тысячелетие, вовсю набирает ход, а фраза «Это было в прошлом веке» уже никого, как пару лет назад, не удивляет. Мы успели привыкнуть к тому, что многие великие открытия и изобретения начали свое победное шествие в XX веке, который с каждым новым годом все больше и больше становится историей. Много лет прошло с тех пор, как на свет появился первый персональный компьютер. В то время даже оптимисты вряд ли предполагали, что через 20—25 лет большая часть человечества не сможет представить свою жизнь без этого верного помощника.
       Сейчас ПК — это и рабочий инструмент, и средство коммуникации, и музыкальный автомат, и домашний кинотеатр, и любимая игрушка, и многое-многое другое… Мы привыкли к термину «виртуальный мир», причем многие воспринимают его как часть реального. Можно даже сказать, что виртуальный мир является проекцией человеческого общества на экран монитора, и ему присущи практически все элементы нашего социума, как позитивные, так и негативные. К числу последних, среди прочего, относятся и компьютерные вирусы во всех их проявлениях.
       Не стоит думать, что вирусы — болезнь современная. В 1983 году впервые был использован термин Вирус, а в прошлом 2004 году «они» «отмечали» юбилеи.
       Во-первых, в ноябре исполнилось 20 лет первому официально задокументированному компьютерному вирусу. Авторство принадлежит Фреду Коэну, который использовал его в процессе работы над своей диссертацией. Демонстрацию своего творения Фред произвел 10 ноября на семинаре по безопасности компьютерных систем, причем по ее результатам Коэну было запрещено проводить дальнейшие исследования и эксперименты в области вирусных программ. Хотя, судя по тому, что на сегодняшний день общее количество вирусов и прочей нечисти, относимой к ним, стремительно приближается к круглому числу в 100 000, это не помогло.
       Второй юбилей, также отмечался в ноябре, но виновницей торжества уже стала программа. Связан он с довольно известным компьютерщикам середины 90-х годов человеком (27 июня этого года ему исполняется 65 лет — вот вам и третья круглая дата). Его мало кто знал в лицо, но созданный им программный продукт завоевал огромную популярность, именно с него начинался каждый день на рабочих местах. Имея последнюю версию этой программы, можно было с чистой совестью идти в любое время в гости к знакомым-компьютерщикам — они всегда были бы рады (правда, не столько вам, сколько тому, что вы принесли с собой на дискете ). Эта софтинка получила название по фамилии своего создателя, вот такая специфическая популярность. Аксакалы-компьютерщики, наверняка, поняли, о ком идет речь. Для более молодых скажу, что сегодня наш рассказ посвящен одному из патриархов отечественного (имеется в виду еще советского) антивирусного фронта — Дмитрию Николаевичу Лозинскому и его фирменному блюду — антивирусной программе-полифагу AIDSTEST.
       Кстати, сам Лозинский считает себя счастливым и везучим человеком, поскольку он как-то всегда умудрялся делать только то, что хотел, и то что сам придумал «Главное, чтобы было интересно жить, и работу следует выбирать такую, чтобы на ней было интересно, — вот тогда можно считать, что жизнь удалась».
       Пару слов о нем самом «Безнадежный», как он себя называет, москвич, закончивший в 1961 г. мехмат МГУ. 4 года проработал в Восьмом главном управлении КГБ СССР, занимаясь созданием шифровальных машин. Правда, уже в 1965 г. перешел на работу в Вычислительный центр Госплана, который вскоре после реорганизации превратился в Министерство экономики. Поначалу Лозинский занимался экономическим моделированием, потом, как всегда, из любопытства, начал осваивать программирование, которое впоследствии и стало его основным занятием. Любимое увлечение — прогулки в одиночестве по лесу, особенно туда, где легче медведя встретить, чем человека. Для души у Лозинского — избушка в Шанево, полузаброшенной деревеньке в районе озера Селигер. По словам Дмитрия Николаевича, поездка в те места отвлекает от суматохи городской жизни и помогает собраться с мыслями.
       Вернемся все же к «мягкому» герою нашего рассказа, который изменил жизнь Лозинского-программиста. В середине ноября далекого 1988 года Дмитрия Николаевича, как человека, обладающего репутацией знающего все обо всем, вызвали посмотреть на странно ведущий себя компьютер. Как оказалось, он был поражен так называемым «венским вирусом», или Vienna. Вечер работы — и появилась программа, получившая название Aidstest версии 1. Почти сразу была введена очень нестандартная система присвоения номера новым версиям программы он (номер) соответствовал количеству обнаруживаемых полифагом вирусов. Поводом для выпуска второй версии программы стал еще один известнейший вирус тех времен Cascade. К первой годовщине существования программы Aidstest ее номер только-только перевалил во второй десяток. Версия под юбилейным номером 50 увидела свет через два года. Однако вскоре поток вирусов резко увеличился, и в период с октября 1991 по апрель 1994 года новые версии программы приходилось выпускать дважды в неделю.
       Шли дни, месяцы, годы Aidstest достойно делал свое дело, уничтожая известные ему вирусы на компьютерах пользователей. Со временем ему на подмогу пришел и ревизор Adinf. Однако изобретательская мысль создателей «саморазмножающихся механизмов» тоже не стояла на месте, и с сумасшедшей скоростью появлялись все новые и новые творения, по многим признакам отличающиеся от своих предшественников. Использовались разнообразные способы маскировки присутствия вируса на компьютере. Более того, из-за доступности исходников вирусов типичным явлением стало появление так называемых «клонов», отличающихся от своего прародителя несколькими байтами, изменяющими маску вируса, после чего он уже не обнаруживался старой версией программы. Все это постепенно привело к тому, что «старичок» Aidstest уже не мог в достаточной мере справляться со своими обязанностями. Изначально он не был «заточен» для борьбы, к примеру, с полиморфными вирусами. Вирус, который не был известен программе (то есть не был «зашит» в ее базу), оставался незамеченным и мог спокойно творить свои черные дела на компьютере пользователя, пребывавшем в счастливом неведении, — результат проверки был ведь обнадеживающим.
       Для приобретения этих жизненно необходимых к середине 90-х годов навыков программе требовалась коренная переделка. По сути, как подчеркивает Лозинский, возникла необходимость полностью переписать утилиту. Однако, поскольку достаточно долго всю разработку программного продукта ему приходилось вести в одиночку, то до таких кардинальных изменений руки никак не доходили. К счастью, в это время на переднем крае антивирусного фронта появился небезызвестный уже и современным пользователям DrWeb Игоря Данилова, которому и было передано знамя борьбы с вирусами.